Аллергия и психосоматика

До сих пор ведутся дискуссии о том, играют ли роль психологические факторы в возникновении и развитии симптомов аллергических заболеваний, то есть, связана ли психосоматика неразрывно с аллергией?В этой статье мы узнаем, могут ли психологические факторы вызвать аллергические симптомы заболевания и поддерживать их развитие, какое значение в современном научном мире придается психосоматике аллергических реакций и можно ли определить специфические личностные признаки, а также типичные личностные и социальные психологические конфликты для пациентов с аллергическими заболеваниями?

Существует ли взаимосвязь между аллергией и психосоматикой?

Мнения ученых и врачей о существующей взаимосвязи аллергии и психосоматики варьируют в широком диапазоне, от полного отрицания до такой некритичной позиции, что аллергия имеет только психологические причины возникновения. Современная точка зрения, основывающаяся на состоянии научных знаний на данный момент, заключается в том, что психологические факторы возникновения аллергии могут иметь определённое значение в том случае, когда они могут либо усилить проявление симптомов заболевания, либо подтвердить их наличие на основе имеющейся предрасположенности к аллергическому заболеванию. Конечно, изменение психосоматики недействительно в одинаковой степени для всех аллергических заболеваний. Тогда как в отношении атопической экземы неоспорим тот факт, что симптомы заболевания могут ухудшиться под воздействием психологических факторов, то при возникновении аллергических реакций на укусы насекомых или на медицинские препараты значение психосоматики очень незначительно.

Доказано, что пациенты с аллергией имеют более сильные реакции в виде сенного насморка, если во время проявления аллергической реакции у них возникает психологический конфликт.

Нейродермит и психосоматика

Нейродермит также может появиться под влиянием субъективных факторов стресса. А социальный стресс и проблемы в общении, которые со временем не разрешаются, а усугубляются, могут спровоцировать аллергию.

Группа учёных из Японии смогла показать, что стресс оказывает прямое влияние на развитие нейродермита. Они сравнили состояние пациентов с нейродермитом, переживших землетрясение в Кобе (Япония), с состоянием пациентов контрольной группы, которые также страдали нейродермитом, но землетрясение их не коснулось. 38% из 1 500 обследованных пациентов с нейродермитом, которые пережили землетрясение, получили обострение заболевания. В контрольной группе этот показатель составил 7%. По сравнению с генетическим фактором и условиями лечения, стресс оказался сильнейшим индикатором обострения заболевания.

Согласно данным исследования менее напряжённые условия жизни, и прежде всего, психологическая нагрузка в узком смысле слова (депрессивный симптом или симптом страха), а также кризисные ситуации и отсутствие поддержки, напряжённые условия социальной жизни (например, родители в состоянии стресса) имеют сильное влияние на развитие аллергии.

Изменение психосоматики при аллергии

Воздействие аллергических и эмоциональных возбудителей аллергии могут расшириться и даже увеличиться с течением времени и с возрастом. В экспериментах пациенты с аллергическим и вазомоторным ринитом имеют более высокие показатели страха и депрессии, чем пациенты в здоровой контрольной группе. Другим важным показателем многофакторного происхождения аллергических реакций являются частые случаи эмоционального напряжения, которые совпадают по времени с симптомами аллергических реакций. Это было подтверждено результатами повторяющихся исследований: в примерно половине случаев приступов астмы наряду с аллергическими и физическими раздражителями можно определить и эмоциональные факторы. При этом остаётся неясным, как психологические факторы усиливают симптомы, которые изначально были вызваны аллергенами, или они возможно и сами непосредственно стали возбудителями астматической реакции. Клинические исследования говорят о том, что значение определённых психологических факторов заключается скорее в том, что они способствуют и усиливают наступление аллергических (астматических) болей.

Личностные и поведенческие особенности при аллергии

Характер отношений между ребёнком с аллергическим заболеванием и его матерью может оказать решающее значение на развитие уже имеющейся аллергической симптоматики. Для специалистов является впечатляющим тот факт, что у детей с аллергической астмой симптоматика улучшается сразу через несколько дней после пребывания в стационаре, то есть после разлучения с родителями. На первый взгляд это кажется парадоксальным. Такое иногда очень резкое улучшение симптоматики обусловлено с временным изменением психосоциального положения ребёнка. О чем это говорит? Матери, у которых ребёнок имеет генетическую предрасположенность к заболеванию, должны проявлять меньшую спонтанную агрессивность и эмоциональность. Это связано с тем, что дети с аллергией более эмоциональны и тревожны. Они воспринимают стиль воспитания своих родителей, по сравнению со стилем воспитания родителей у детей в контрольной группе, как более строгий.

Частота лечения пациентов с астмой, которые страдали депрессией или подавленностью, в стационарных условиях и в случаях неотложной помощи значительно выше у пациентов без психических нарушений.

Риск возникновения психических заболеваний для аллергических пациентов (как для детей, так и взрослых пациентов), повышен. Вопрос о механизме взаимодействия психосоматикии аллергии, который подтвержден с высокой степенью доказательности, в будущем будет изучен более тщательно, так как существуют убедительные доказательства иммунологической обусловленности взаимосвязи между центральной нервной системой и атопией.

Лечение психосоматики при аллергии

Так, при лечении астмы комбинированная программа терапевтического и аллергологического лечения с применением программы психодинамической групповой терапии приводит к объективному улучшению астматической симптоматики уже через год после окончания лечения. Здоровье большинства пациентов, которые получали дополнительное психотерапевтическое лечение улучшилось по сравнению с состоянием пациентов, которые не получали дополнительной психотерапевтической помощи.

Кроме того, доказана польза обучающих программ по лечению астмы. Структурированная программа обучения детей с обучением членов семей, с учётом поведенческих особенностей приводит к значительному улучшению способности контролировать ход заболевания, уменьшению количества приступов астмы и ситуаций, связанных с оказанием неотложной помощи, к улучшению качества жизни. Кроме того, доказано улучшение и других параметров течения заболевания, таких как пребывание в больнице, потеря трудоспособности, пропуски занятий в школе.

Аналогичные результаты подтверждены и в процессе лечения нейродермита. Назначение сопровождающего психотерапевтического лечения производится в тех случаях, когда у пациента существует психическая предрасположенность к заболеванию, или же у пациента имеются сложные конфликтные отношения. Это не зависит от того, были ли они причиной или следствием аллергического заболевания.

Таким образом, мы убедились, что психосоматика людей, страдающих аллергией, более уязвима, они часто подавляют гнев, раздражение другие эмоции. Поэтому пациентам с аллергией надо уметь расслабляться, постараться изменить свое отношение к происходящему, видеть вокруг больше позитива и научиться радоваться жизни.

Ваш вопрос или заявка на лечение

Для связи с нами

Пожалуйста напишите Ваше имя

Please let us know your email address.

Please let us know your message.

Отправляя заявку я соглашаюсь на обработку моих персональных данных в соответствие с условиями дисклеймера и на их использование с целью получения информации от компании "EMA European Medical Academy" AG

Чтобы получить консультацию о новейших методах лечения или о подробностях по организации лечения за границей, пожалуйста, свяжитесь с нами:


  Телефон нашей компании

8 (800) 555-82-71 - Россия

  Телефон нашей компании

+7 (495) 961-12-20 - г. Москва

 

info@emamed.ru

В контакте