Корсет или операция?
Вопрос о хирургическом лечении сколиоза встает, если болезнь достигла продвинутой стадии. При искривлении позвоночника свыше 50 градусов угла Кобба операция, как правило, безальтернативна.
Если искривление достигает 80-90 градусов – это реальный риск пожизненной инвалидности, а также развития опасных сопутствующих заболеваний, представляющих смертельную угрозу. Вот почему следует сделать все необходимое, чтобы не допустить такого искривления.
Уже при 50-градусном искривлении операция, как правило, безальтернативна. Но в расчет берутся все обстоятельства протекания болезни и ее лечения, а не только текущий угол искривления. Учитываются, например, результаты (или безрезультатность) проведенного ранее консервативного лечения. Составляется прогноз дальнейшего развития сколиоза. При особо неблагополучном прогнозе, если искривление слишком бурно прогрессирует, операция может быть назначена и при 40 градусах угла Кобба – чтобы потом не оказалось поздно. Вообще, считается, что результативность хирургического лечения особо высока при искривлении 40-60 градусов угла Кобба. После 60 градусов операции хоть и проводятся, но они могут оказаться не столь благополучными по исходу, какая-то степень искривленности нередко сохраняется. К тому же повышается риск побочных действий хирургического лечения.
При искривлении менее 40 градусов вопрос об операции обычно не встает. Но это – в случае идиопатического сколиоза. Нейропатический или миопатический сколиоз, в отличие от идиопатического, не поддается консервативному лечению. В этом случае операция может быть показана при искривлении от 20 градусов угла Кобба.
Однако если речь идет о лечении ребенка, то врачи не всегда, принимая решение о проведении хирургической операции, основываются на количестве градусов угла Кобба. Важней могут оказаться иные обстоятельства. Например, высокий риск дальнейшей деформации позвоночника при консервативном лечении. Или конкретные причины, вызвавшие сколиоз. При идиопатическом («беспричинном») искривлении позвоночника назначение хирургической операции, можно сказать, крайняя мера (во всяком случае, не первостепенная). Если же искривление вызвано серьезными неврологическими расстройствами, то перспектива хирургической коррекции позвоночника рассматривается в первую очередь, консервативные же меры (такие, как ношение корсета) могут быть оставлены лишь на случай выявленных противопоказаний хирургическому лечению.
Кстати, между ношением корсета и хирургической операцией не всегда стоит союз «или». Иногда корсет назначают после проведения операции, для окончательного закрепления ее результатов. То есть лечение проводится по схеме «и – и», а не «или – или».
Многие взрослые стараются избегать ношения корсета, просят врача об альтернативном лечении (физиотерапия, гимнастика, массажи и т.п.). Ну что ж, для взрослых такой выбор зачастую корректен.
А если ношение корсета прописано ребенку, то выбирать чаще всего не приходится. Отказаться от корсета – значит подвергнуть ребенка опасности дальнейшего развития недуга. Кстати, лечебная гимнастика в детском и подростковом возрасте тоже назначается к корсету не по принципу «или – или», а «и – и».
Носить корсет юному пациенту следует не менее 22 часов в сутки, в том числе и во время сна. Свободное от ношения время уделять лечебной гимнастике – против ослабления мышц.